Турист Алена (vkusnoomeste)
Алена — была вчера 22:29
Про реальную историю поселка Мир и соседних деревень. Столбцовщина. Мой Минск. Города и посёлки.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

6 7

Поселок Мир – это место, куда я приезжаю (проезжаю, заезжаю) частенько. Он расположен недалеко от маминой «малой родины». Но на роль «эксперта» не претендую, да и «краеведом» себя не называю (хотя могла бы… и дело не только в ежесезонности приездов). А вот рассказать и подсказать гостям поселка то, что откроет перед вами не «только замок», а целый Мир – это можно. И нужно, давным-давно. Еще году в 2009-м надо было. …Признаюсь – наличие и очередность пунктов в «топ-12» в моем блог-рассказе далеко не всегда определены их туристической популярностью. То есть это, скорее, не рейтинг, а вариант подачи информации. Мир – поселок многогранный, поехали! Итак, там можно...

1. Увидеть и посетить средневековый Мирский замок, или В Мире знают, что для Вас «во-первых».

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

Мирский замок был построен в 1520-х годах по инициативе владельца поселка Юрия I Ильинича (?-1526). Архитектор(ы) и строители, каменщики, по мнению исследователей, были из местных мастеров. Строился Мирский замок за счет средств Юрия I Ильинича и… за счет прилагаемых усилий жителей Мира и окрестностей. У крестьян окрестных деревень увеличилось число барщинных дней и шарварковая (строительно-ремонтно-инфраструктурная) повинность. То есть, скорее всего, мои дальние предки по линии одного из дедушек (а может быть и по линии одной из бабушек) тоже физически немало поработали на строительстве данного замка.

Наиболее длительное время, с 1569 по 1828 годы, Мирским замком владели родственники Ильиничей – князья Радзивиллы. И порой что-нибудь перестраивали-отстраивали.

В новой истории в 1978-1983 годах (еще при Советском Союзе) была помаленьку начата реставрация замка, рассчитанная до 2000 года. В 2010 году масштабная реставрация завершилась. …При знакомстве с замками у каждого человека свои предпочтения и привычки. Что касается Мирского замка, то там возможно многое.

Во-первых, подойти к стенам замка и обойти его по периметру (это, само собой, бесплатно). Каждая стена и каждый угол (башня) архитектурно уникальны и отличаются друг от друга. Как и то, что их окружает. Например, напротив южной стены (которая с балкончиком) начинается пруд, а за восточной – пейзажный парк с часовней Святополк-Мирских.

Во-вторых, зайти погулять во внутренний дворик (кстати, это тоже бесплатно). Зайти, не будучи графом или князем. И, главное, не (!) будучи прислугой князя. Зайти как Человек, просто как человек, с природной любознательностью и уважительным отношением к посещаемым местам. Прекрасно, что в современности достаточно этого. Да и, думаю, что Юрий Ильинич был бы рад и ухоженности замка, и туристам.

В-третьих, посетить замковый музей. Точнее, музеи. Музеи – это уже штука платная. Но главное – обувайте кроссовки. Устойчивая обувь очень важна для подъемов и спусков по винтовым лестницам в башнях.

В-четвертых, покушать. В восточном корпусе замка есть и небольшое кафе-кофейня, и ресторан «Княжеский двор». Для любителей покушать средневековые или современные блюда в одном из замковых подземелий.

В-пятых. Дальше – больше. В замке можно (пере)ночевать, так как в восточном корпусе есть еще и гостиница. Лично я не пользовалась, поэтому впечатлением поделиться не могу. Но, наряду с другими гостиницами и агроусадьбами в поселке, есть и такой вариант.

А еще в древнем замке бывало много различных историй и загадок. Но все-таки в поселке Мир есть кое-что постарше замка.

2. Узнать, что в поселке древнее замка – речка Миранка. Даже если сейчас местами это едва заметный извилистый ручеек. Но речка-ручеек Миранка помнит очень многое.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

История Мира – сплетенье историй,

Тропинок, дорог, деревень и людей.

Речушка Миранка у местных подворий

Проносит секреты лесов и полей…

Не секрет, что на территории сегодняшнего Мирского сельсовета люди жили задолго до строительства Мирского замка и до первых письменных упоминаний о поселке Мир (времен ВКЛ). Кстати, современный Мирский сельсовет Кореличского района Гродненской области расположен на стыке трёх белорусских областей (Гродненской, Брестской и Минской). И в XII веке (году в 1194) эти земли (сегодняшней Мирщины) располагались на стыке удельного Минского княжества (как одной из частей Полоцкого княжества), Городенского княжества и Турово-Пинского. При этом, согласно некоторым историческим очеркам, «косвенные данные позволяют предположить, что… в годы феодальной раздробленности… Мир был центром удельного княжества». То есть, возможно, в древности в составе, например, Минского княжества было «удельное» Мирское княжество. Мы не знаем. Речка Миранка знает. …А княжества на белорусских землях в то время дробились-дробились да и додробились до того, что в XIII-XIV веках оказались в ВКЛ (Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском).

В 1434 году великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович (Кейстутович – это отчество) подарил Мир с окрестностями одному из своих придворных – Сеньке (Семену) Гедыгольдовичу. По одной из версий, еще ранее (в 1395) Сигизмунд получил поселок от своего брата Витовта (который был великим князем на тот момент).

Речушку Миранку Вы непременно перейдете (переедете) на пути от замка к центру или от центра к замку. По какому-то из трех мостов: на улице Танкистов (она продолжение дороги Р64), от Замковой к 1-му Пионерскому переулку («горбатенький» мостик), на Красноармейской (наверно, самый популярный). Речка – главный «свидетель» историй Мира и окрестностей. Истоки Миранки находятся чуть южнее деревни Симаково (тоже исторически известное место). Далее «маршрут» такой: Оюцевичи – Мир – Горячки – Прилуки – оздоровительный лагерь за деревней Песочная. Затем Миранка впадает в речку под названием Уша, которая, в свою очередь, впадает в Неман. А мы вернемся на «землю», то есть на берега.

3. Познакомиться с Троицкой церковью (1533-1550), увидеть чудотворную Мирскую Почаевскую икону Божией Матери, вспомнить историю о том, как святой Николай спас китайских купцов…

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

На площади 17 Сентября (недалеко от автокассы) много веков стоит Свято-Троицкая церковь. По местечковому не большая, зато симпатичная, внутри одновременно скромная и уютненькая. Это самый древний храм поселка. Из существующих. Но, вероятно, в давние-давние времена где-то в поселке была еще более ранняя церквушка. В местном православном материале «Мир православный» есть такие слова: «Местечко Мир, основанное приблизительно в XII столетии, с самого начала своего основания было православным селением. Предполагают, что… во время постоянных войн между князями на том месте, где существует теперь г. п. Мир, был заключен мирный договор… В то время было принято в ознаменование подобных событий строить церковь. Так в Мире возник первый православный храм в честь святителя Николая.» В этом много загадок. Но есть и достаточно новая история, связанная со Святым Николаем.

Из епархиальных сведений. «В конце ноября 1890 года купцы из Китая, спешившие со своим товаром на ярмарку, приуроченную ко дню святого Николая, прибыли в город Столбцы. В одной из становых квартир на улице Речной они взяли лошадей с санями и, перегрузив товар, направились в Мир. В дороге их застала сильная метель, которая сбила путников с пути. Лошади бежали в неизвестность, но вдруг остановились как вкопанные. Откуда ни возьмись, возле саней появился необычный старик со светлым лицом в золоченой одежде, который указал купцам дальнейший путь. Все ближе и ближе доносился звук церковных колоколов. Начала утихать непогода. Вскоре лунный диск уже осветил купола Троицкой церкви и стоявший рядом дом, куда заезжие гости попросились на ночлег. …В доме священника им предоставили приют и пищу… Поутру священник пригласил гостей в Свято-Троицкий храм… И один из купцов увидел икону с ликом святого Николая Чудотворца – покровителя всех, кто отправляется в дальний путь. Все путники подтвердили, что именно этот старец спас их жизни. Распродав товар, китайские купцы благополучно вернулись на родину. Весной 1892 года, когда приехали сюда торговать вновь, в знак благодарности привезли икону-гобелен святого Николая Чудотворца, изготовленную из китайского шелка и выложенную жемчугом… Эта икона и сейчас хранится в храме.»

В иконостасе Троицкой церкви над царскими вратами помещена чудотворная Мирская Почаевская икона Божией Матери. Это копия (список) Почаевской иконы, которую в 1933 году заказал иерей Владимир Свирский после чудесного исцеления от болезни его супруги. Позднее в разные годы от Мирской Почаевской иконы исцелялись разные люди – таким образом Мирский список (копия) стал чудотворным. Каждый год 5 августа икона опускается вниз для всеобщего поклонения.

4. Познакомиться с костелом святого Николая (1605). Что касается костела, то для начала в поселке в конце 1580-х годов был построен деревянный костел. А в 1604-1605 годах была завершена постройка кирпичного.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

Костел тоже расположен на площади 17 Сентября. Любители готики (да и не только) точно обратят внимание и на его восстановленную башню, и на средневековые стены.

5. На площади 17 Сентября прогуляться к месту, которое проясняет ее современное название.

Кстати, это важный шажок для всех, кто хотел бы разобраться в белорусской истории.

…Как уже упоминалось, в древности земли, на которых стоит сегодняшний поселок Мир и деревеньки Мирского сельсовета, располагались на стыке Минского, Городенского и Турово-Пинского княжеств (к. XII в.). По вероисповеданию там распространилось и прижилось православие. А в политическом плане продолжались времена феодальной раздробленности и распада княжеств на мелкие удельные.

Додробились. В истории частенько бывало так, что если что-то от чего-то отделялось, то затем присоединялось… но уже к чему-то другому. В общем, в XIII-XIV веках и юго-восточное Принеманье (где Мирщина), да и все земли современной Беларуси оказались под усиливающимся влиянием литовских князей и… в составе образовавшегося Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ). Эпоха ВКЛ и «литвинизм» с 1990-х и до сих пор очень популярны у фанатов Запада и еще у людей с весьма романтизированным понятием о Средневековье.

А сейчас моё «лирическое отступление №1». Лично я не считаю себя «литвинкой». Я ощущаю, что моя история, мои корни где-то, скажем, в былом Минском княжестве (на том стыке упоминавшихся трех княжеств). Ну не «литвинка» я. Я белоруска.

Вернемся к истории. Суть в том, что вскоре и на большое ВКЛ нашелся один хитрый сосед. То есть шляхта соседней страны. Хотя вроде ничто не предвещало. В 1380-ые сначала была идея женитьбы литовского князя Ягайло на дочери Дмитрия Донского. Но Ягайло (1350-ые/1362 – 1434) женился на 12-летней польской королеве Ядвиге.

У Ядвиги (1373-1399) тоже были другие планы. С 6 лет она была помолвлена с австрийским герцогом Вильгельмом (1370-1406). Причем к подростковому возрасту Ядвига и Вильгельм действительно серьезно увлеклись друг другом, и известен факт, что Ядвига едва ни сбежала с приехавшим Вильгельмом в Австрию. Но польские вельможи все-таки выдали ее за Ягайло. И контролем, и уговорами. Девочке внушали, будто она должна выйти за Ягайло, чтобы осуществить религиозную миссию – обратить литовского князя и язычников-литовцев в христианство (а именно – в католицизм). Никто не скажет, понимала ли Ядвига, что в реальности на большей части территории ВКЛ (кроме прибалтийского севера) население и так уже давно было не язычниками, а христианами (православными христианами). Главное нам самим понимать, что мы и так не были ни «дикарями», ни «варварами»…

Итак, в 1385 году в Крево Ягайло заключил первую унию с поляками – «династическую» Кревскую унию, согласно которой он вступал в брак с польской королевой, становился королем Польши и католиком… Тремя годами раньше, в 1382 году в том же Кревском замке Ягайло обманом пленил своего дядю Кейстута (сторонника сближения с Москвой и противодействия тевтонцам и Орде), где Кейстут был задушен.

…Дальше – больше. В 1569 году произошло еще более кардинальное событие - при Сигизмунде II Августе (правнуке Ягайло, который с детства был и королем польским, и великим князем литовским), была принята Люблинская уния между Польшей и ВКЛ по созданию Речи Посполитой… В 1596 была утверждена и церковная уния, положившая начало переводу православных церквей в так называемые униатские (при этом католические костелы никаким «реформам» не подлежали). А в 1696 Всеобщей (или «всеобщей») конфедерацией сословий Речи Посполитой был запрещен белорусский язык, вся документация должна была писаться на польском и латыни…

А сейчас – моё «лирическое отступление №2»! Очень важное. По сути, женитьба литовского князя Ягайло на польской королеве постепенно (сквозь века) привела к тому, что этнически белорусские земли стали как бы отсроченным «приданым наоборот» и надолго стали принадлежать польскому государству. Из-за того, что когда-то Ягайло захотел стать польским королем. При этом мнения крестьян из-под поселка Мир (скажем, из деревни Симаково) никто не спрашивал ни в XIV веке, ни в 1569 году (насчет вхождения в Речь Посполитую), ни в 1596 году (насчет передела православных храмов в униатские)… Лично я не являюсь ни фанаткой Ягайло и Ягеллонов, ни фанаткой Речей Посполитых. Я не согласна с той частью экскурсоводов турфирм, которые называют Речь Посполитую «нашей» родиной. Для меня Речь Посполитая (как и затем разделы ее) – это часть (часть!) истории, но не родина. Моя родина – Республика Беларусь. Или, если учитывать время моего рождения, Белоруссия. А если уж «копнуть» глубоко, то цивилизация здесь была и до «Речи», и до ВКЛ – например, Минское княжество. Но… путь дробления древних княжеств повторять незачем. Так что моя родина – Беларусь. Белорусская Беларусь, а не «Рэч» и не «кресы всходни».

А теперь, после дальней предыстории, можно и про 17 сентября. 17 сентября 1939 года произошло фактическое воссоединение западной части этнически белорусских земель (которая с 1921 вновь было оказалась под властью Польши, где называлась «кресы всходни») с восточной частью белорусских земель (с БССР). 17 сентября 1939 года поселок Мир воссоединился с Белоруссией.

В юго-западном уголке площади 17 Сентября в сентябре 2021 года появилась аллейка туй и памятная табличка с надписью: «Туи посажены депутатами 28 созыва Мирского сельского Совета и работниками сельисполкома в честь первого празднования Дня народного единства 17 сентября 2021 года». С 2021 года в Беларуси день 17 сентября стал праздничным не только в патриотическом восприятии, но и официально (хоть и остается рабочим).

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

Помню это место в разные времена. В конце 1980-х в той стороне стоял газетный киоск. Что, кстати, было хорошо. В 2002-м в Мире проводился День белорусской письменности, и многое в поселке стало краше. В том числе та небольшая зона отдыха, где сейчас туи. Летом 2003-го мы с мамой фотографировались там на фоне цветников. Тогда еще на пленочный фотоаппарат… жаль, что фотик как раз вскоре «подкачал» и те кадры не сохранились на пленке. …И 2021-й помню. Хорошо помню. И идею с празднованием 17 сентября одобряю.

6. Обратить внимание на памятник освобождавшим Мир красноармейцам и партизанам. Он в той же части площади. Был установлен в 1951 году на братской могиле. В Беларуси такие памятники сохраняются. И память о сопротивлении немецко-фашистским захватчикам. 9 мая отмечается День Победы. …И все же была в Мире история, о которой упоминают (пишут) редко. А надо бы четко и подробнее. Что я сейчас и попытаюсь сделать.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

26 июня 1941 года немцы оккупировали территорию Мирского района. И уже 28 июня 1941 в Мире (у замковой стены) в том числе по указке приехавшего в роли офицера СС князя Василия (Василя / Базыля) Святополк-Мирского (двоюродного брата бывшего владельца замка) оккупантами были расстреляны более десятка местных жителей: Бойченко (?), Боханко Н., Голобурда М., Петр Кот с женой, Александр Куликовский с женой, Владимир Пушкарский, С(т)речень Е., директор Мирской школы Анны Сташевская и ее брат Леонид Сташевский, Константин Шейма, секретарь сельсовета Чорный Н..

Из статьи о бывшем директоре Мирской белорусской школы Анне Сташевской: «…Вместе с карателями в Мир прибыл и князь Василий Святополк-Мирский. С его помощью в поселке была организована новая «власть» - районная управа, а также полиция. В них вошли люди с рьяными антисоветскими политическими взглядами. …На своем «собрании» они составили список тех, кого необходимо расстрелять. В этом списке было множество активистов, а среди них и Анна Ивановна вместе со своим братом Леонидом. И так 27 июня 1941 года Анна Сташевская и ее брат Леонид Сташевский были схвачены на одном из хуторов, а уже 28 июня были расстреляны у стен Мирского замка. Со слов товарищей Сташевских: «Они сами себе копали могилу». В краеведческом музее Мирской средней школы хранится письмо Анны Ивановны на фронт своему сыну Валентину. Это письмо он хранил всю войну, оно было его поддержкой и мотивацией. Вернувшись с войны, Валентин узнал трагичную новость: матери больше нет в живых. Теперь он мог сходить к ней на могилку на местном кладбище, куда перенесли ее прах из-под стен Мирского замка…»

Было вот как. Фашисты тогда охотились на советских активистов и тех людей, кто ранее помогал Красной Армии и милиции бороться с немецкими парашютистами. Василь-Базыль воспользовался моментом и предоставил свой список людей, которым якобы хотел «отомстить» за высылку в 1939 году двоюродного брата (Александра Святополк-Мирского, последнего частного владельца замка) или испытывал неприязнь. Однако Александра с женой никто не расстреливал, они находились в заключении (но не в Сибири), в январе 1942 года были амнистированы, уехали в Турцию, затем жили в Испании, у них родился сын… они были живы. И Василь (как понятно из его переписки с матерью) в июне 1941-го знал, что Александр жив. А для части неугодных эсэсовцу Василю людей (тех из них, кто не успел убежать или спрятаться) жизнь закончилась расстрелом тогда, 28 июня 1941 года.

Да уж, князь Михаил Святополк-Мирский (1870-1938) как чувствовал, кто есть кто, когда в 1937 году изменил планы насчет завещания и вместо племянника Василия (о военном преступлении которого речь) сделал своим наследником одного из других племянников – Александра. Говорят, поводов хватало. От конфликта Василя с управляющим князя Михаила до периодической организации Василем субботних нападений хулиганья с камнями и птичьими яйцами из гнезд на местных евреев. Кстати, не удивительно, что Василя как-то не смутило то, что его немецкие боссы организовали в замке… еврейское гетто.

Сейчас в замке есть отдельный музей, посвященный гетто. В поселке есть несколько памятников на местах массовых расстрелов евреев. Это-то правильно. …И хорошо бы хоть скромно, хоть информационной табличкой обозначить место самого первого расстрела мирных жителей поселка во время немецко-фашистской оккупации – место расстрела 28 июня 1941 года группы неугодных фашистам жителей разных национальностей.

Что касается Василия Святополк-Мирского, то он и после войны продолжил «в своем духе». Однажды в послевоенные годы СМЕРШ извлек его из венского кафе, Василь сел за шпионаж, потом попал под широкомасштабную амнистию и вернулся за границу. В 2001 году он был реабилитирован – по статьям за те послевоенные дела (и его потомки рады документу о его невиновности). А трагическая история первого расстрела жителей поселка Мир (28 июня 1941) и причастности к выбору жертв Василия Святополк-Мирского (и его пособников) так и осталась почти «в тени». Возможно, в тени несколько более поздних расстрелов в поселке – массовых расстрелов евреев.

…Расстрел же, произошедший 28 июня 1941, упоминается обычно лишь в связи в именем расстрелянной в тот день Анны Сташевской, директора Мирской школы.

Кстати, о директорах. Директором школы в 1958-1987 годах был историк Анатолий Константинович Цобкало (1923-2011) – бывший молодой партизан 1-го Комсомольского отряда и доброволец, встретивший 9 мая 1945 в Берлине. Это уже совсем другая личная история. К счастью, таких людей, как Анатолий Цобкало, Андрей Саятевич, Евгений Кремко., было гораздо больше, чем «князей Базылей». И дело не в отсутствии или наличии титула. Среди красноармейцев и белорусско-советских партизан были и дворяне.

Жаль, что при жизни Анатолия Константиновича я не догадалась найти его в Мире и расспросить о некоторых местных историях. Если б году в 2009-м знать, как что повернется…

7. Слева от домика сельисполкома найти улицу Первомайскую и прогуляться квартальчик до места расположения бывшей Слонимской («Аюцевичской») брамы.

Кстати, современный Мирский сельсовет (как территориальная единица) – это бывший Мирский район. Мир был райцентром, и это (наряду с туристическими достопримечательностями) способствовало его развитию.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

15 января 1940 года был образован Мирский район Барановичской (тогда) области.

8 января 1954 года Мирский район вошел в состав Гродненской области (Барановичская область была упразднена).

17 декабря 1956 года по новому административному делению территория Мирского района была включена в состав Кореличского района.

(А еще в конце 1962 года Кореличский район вдруг включили в состав Новогрудского, но 6 января 1965 года Кореличский район восстановили.)

Сейчас в Кореличском районе есть Мирский сельсовет, включающий 17 населенных пунктов.

…В наши дни в поселке нет заметных границ между центром и дальними закутками. А в середине XVI века Мир состоял из Старого (центра) и Нового места. Центральная часть поселка была обнесена валами и рвами. Если ориентироваться на современные названия улиц, укрепления проходили по периметру Ленинградская (бывшая Завальная) – Танкистов – река Миранка – переулок Первомайский. Было 4 ворот (брам). Там, где сейчас перекресток улиц Красноармейской и Ленинградской (по Красноармейской в направлении Корелич) – Виленская брама. Где перекресток улиц 17 Сентября и Танкистов (один квартальчик от церкви по улице 17 Сентября) – Менская брама. Сейчас это начало дороги на Бережно. Замковая брама была примерно там, где сейчас мост через Миранку на Красноармейской. А если от площади пройти квартальчик по улице Первомайской (начинается между костелом и сельисполкомом), то на перекрестке с Первомайским переулком воображение поможет представить средневековую Слонимскую браму (она также называлась «Аюцевичская»). Это не удивительно, так как улица Первомайская – начало дороги к деревне Оюцевичи. Сейчас сложно представить там ров с подъемным мостом, вал и Оюцевичские ворота – и ладно. Для любителей исторической застройки там есть несколько домов к. XIX – н. ХХ в.в.

8. На площади 17 Сентября не только рассмотреть 1-2-этажную застройку конца XIX – начала ХХ веков, но и вдохнуть освежающую местную атмосферу, в которой гармонично сочетаются спокойная мудрость и жизнеутверждающая бодрость.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

Жилой домик на площади один – который слева в «трио» домов на фото. Зато есть магазинчики, кафе, церковь, костел, аптека, зоны отдыха… И, кстати, с площади виден замок.

9. Обнаружить, что в Мире есть новостройки. В основном, на улице Сташевской в районе школы. Зачем это знать? Ну, это ведь тоже история, только наша современная история, один из символов продолжения жизни в поселке…

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

10. Пройтись (посидеть, постоять) у пруда вблизи замка. А еще можно перейти на другой бережок и сфотографировать пруд на фоне замка.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

11. Вблизи поселка найти (это легко) место, где 9 июля 1812 года казаки атамана Матвея Платова одержали важную локальную победу над наполеоновской дивизией генерала Рожнецкого. Особенно если Вы на машине направляетесь из Мира в сторону Несвижа.

Что сделать в поселке Мир (топ-12)

Это историческое место найти легко. Начало улицы Красноармейской (которое у замка и пруда) вскоре переходит в трассу Р11, которая ведет к деревне Симаково, но более известна как дорога в Городею и Несвиж. Перед леском (рощицей) Яблоновщина будет новый круговой перекресточек с железными рыцарями. А за ним у группы деревьев (через дорогу от леса) – памятный знак. На авто вообще за несколько (пару) минут доедете. Пешком для молодых и людей среднего возраста (если остались туристические силенки) тоже вполне реально. Главное – в полуденно-обеденный зной не идти туда пешком (лучше уж на площади или еще где такси взять). Любознательность – это здорово, но само здоровье ценнее.

12. А еще для здоровья и сил важно пообедать. В Мире есть и несколько кафе, и много продуктовых магазинов, поэтому большую «ссобойку» можно не брать. Варианты есть.

Про наличие ресторана в самом замке я уже упоминала.

Вариант покушать с красивым видом на замок – «Мирум» в начале Красноармейской.

Самый известное в народе кафе поселка – «Рогнеда» на площади. Вкусные комплексные обеды, очень демократичные цены, отреставрированное помещение, но, правда, часто закрыто на обслуживание радостных (или печальных) мероприятий.

На другой стороне площади – кафе «Лiхтарiк 1876».

А за площадью (недалеко, на Кирова) – «Мирский посад».

И другие варианты.

Приезжайте. Кстати, кроме экскурсионно-туристических, в Мир ходят и рейсовые автобусы.

Многое придется по вкусу и вкусовым рецепторам, и душе, и…фотоаппарату.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

158 – карма
Позиция в рейтинге – 619
Комментарии